Я даже представить себе не могла, что это произойдет в реальности. Неожиданно я оказалась в одном из самых мистических мест Индии – в храме танцующего Шивы Натараджи.  В далекие времена именно здесь великий Шива впервые исполнил танец сотворения Вселенной – Тандава. Согласно индийским мифам в движениях этого танца из 108 поз зашифрованы главные законы мироздания, по которым существует и развивается наш мир.

О том, что на Земле есть такое место, я давно уже знала из легенд Востока. Однако все это воспринимала как некую красивую сказку для детей. И мне просто не верилось, что древние боги могут вдруг ожить и дать возможность прикоснуться к ним душой. Но именно в этом храме я на себе ощутила мощнейшие энергии, исходящие от скульптур и изображений. Чудесным образом мое сознание расширилось до невероятных размеров и соединилось с теми вибрациями, которые звучали священным звуком ОМ внутри огромного зала с тысячью колоннами. Мое тело начало совершать замысловатые движения, неведомые до этого момента.

Все это  произошло со мной в этом храме Шивы Натараджи в южноиндийском городе Чидамбараме, название которого означает  – «город бога космического танца». Как и в любой истории, в ней есть свое начало и продолжение. Так что начну издалека…

 

 

Необычный подарок

Когда я выходила замуж, мой муж сделал мне необычный подарок. Это была бронзовая статуэтка танцующего индийского бога Шивы. Вот тогда я впервые узнала о том, что он является общепризнанным королем танца. Но все-таки до конца еще не понимала, какое отношение этот образ имеет лично ко мне. Подумала, что раз танцы являются для меня одним из главных приоритетов, то и подарок следует воспринимать как уважение к моим интересам. Поставив статуэтку на полочку рядом с другими подобными сувенирами, я на какое-то время забыла про нее.

С индийской историей и культурой я была знакома поверхностно и особо не вникала в ее тонкости. Поначалу даже путалась в обилии их божеств. Да, мне нравилось смотреть красочные фильмы Индии, в которых много песен, танцев и всевозможных интриг.

 

 

И только когда я впервые попала в эту страну в декабре 2019 года, то осознала, что за внешней привлекательностью этнических особенностей индийских танцев, кроется нечто более глубокое и таинственное, чего сразу не поймешь.

С тех пор прошло немало времени. Мои познания Индии с каждым годом стали расширяться, особенно после того, как я стала инструктором танцевальных, релаксационных и двигательных практик во время семинаров «Ауры». Ведь многие из них уходят своими корнями в ведические традиции, которым не одно тысячелетие.

В свободном полете

И вот мы вновь в Южной Индии. На сей раз наше путешествие ограничено во времени. За те дни, что мы находились здесь, хотелось увидеть самое важное и интересное. Однако это интересное  отрывается вовсе не там, где ты его ожидаешь. Оно может возникнуть когда угодно и где угодно  - даже в самом  непредсказуемом месте. Поэтому чаще всего, находясь «в свободном полете», мы полагаемся на волю случая и на спонтанное принятое решение.

 

 

Такой подход в организации путешествий мало кому по душе. Большинство предпочитает продуманный вплоть до мелочей маршрут. Бронируют заранее отели, заказывают билеты на транспорт. И даже знают, где и как будут питаться.  Но наша «безрассудность» чаще всего выручала нас. Мы выигрывали не только экономически, так как могли при заселении поторговаться и выбрать более комфортное жилье по той же стоимости. В рекламках отеля обычно показывают образцовые номера, которых и в природе, может быть, даже не существуют. И вас селят, куда придется. Деньги-то уплачены, и возвращать их вам никто уже не будет…

Мы же, путешествуя налегке, выбираем комнаты, полагаясь на интуицию. И тут даже с виду приличный отель может оказаться совсем непригодным только потому, что там  стоит отвратительный запах и кругом бегают огромные тараканы, которых не берет никакая химия. Так что при заселении надо  осмотреть все тщательнейшим образом. В том числе как следует принюхаться…

 

Красота Бенгальского залива

В один из дней мы ехали на обычном рейсовом автобусе вдоль берега Бенгальского залива и любовались морскими пейзажами.  Зрелище было настолько завораживающее, что нам вдруг захотелось оказаться на чистом песчаном берегу, где  в этот момент никого не было. Мы тут же сказали об этом водителю и он, остановив машину, высадил нас.

 

 

Морской бриз наполнил паруса нашей души свежестью. Набегающие волны касались ног и откатывались назад. Их ритм завораживал. Никаких мыслей в голове в эти моменты не было… Неизвестно, сколько времени мы пробыли в этом блаженном состоянии, когда Борис тихо произнес:

- Пора двигаться дальше, а мы даже не знаем, где будем останавливаться на ночь.

В тропиках после заката  стремительно быстро темнеет. И мы торопливо пошли вдоль пустынного берега в сторону каких-то строений. Вскоре перед нами предстал красивый отель. Посмотрели комнаты – неплохие. Но цены были явно завышены. Стало совсем темно, но мы не отчаивались и пошли искать дальше. Буквально метрах в 50-ти  наткнулись на другой отель – даже более просторный. И, как нам показалось, более уютный, чем первый. К тому же цена за ночь была вдвое дешевле.

Нас поселили в комнате, которая располагалась на крыше трехэтажного здания. Все пространство наверху было в нашем распоряжении.  Радушный хозяин вынес бамбуковые кресла и небольшой столик с едой, за которым мы сидели до самой полуночи, глядя на мерцающие  в чистом небе звезды. И именно тогда я впервые узнала о том, что завтра мы окажемся в Чидамбараме - в том самом месте, о котором я мечтала с тех самых пор, когда стала обладательницей статуэтки танцующего Шивы и узнала историю ее происхождения.

Ночью мне снился волшебный сон. Я кружилась в звездном хороводе, не чувствуя земного притяжения. Не было никакой сцены и даже зрителей, наблюдающих за моими движениями. Неведомая сила  подхватывала меня и уносила вдаль - к невообразимо красочным  фантастическим мирам. А в конце я оказалась в каком-то таинственном храме, где мне местные жрецы вручили ключ от двери, которую я должна сама найти и открыть.

Маленькая Франция в огромной Индии

Ранним утром мы покинули наше жилье. Не стали даже заказывать завтрак в отеле. Зато в автобусе местный торговец соблазнил нас ароматом свежайших самос (самосы напоминают жареные пирожки треугольной форма с овощной начинкой). Отказываться от них мы не стали. Правда, эти «пирожки» оказались довольно острыми. Но я к тому времени уже начала понемногу привыкать к южноиндийской кухне с огромным количеством пряностей…

 

 

В Пондичерри (другое название Подучерри) – бывшей колонии Франции –  нам предстояло сделать пересадку. А раз уж мы оказались в этом необычном городе, то, конечно же, не преминули прогуляться по его  чистеньким улочкам, напоминающим средневековую Европу. И хотя французов здесь давно уже нет, сама атмосфера города во многом отличается от традиционной Индии. Мы с интересом рассматривали ухоженные белоснежные дома в колониальном стиле с надписями на французском. В центральной части города не было той суеты и многолюдья, как в других районах. Особое впечатление на нас произвел ашрам Шри Ауробиндо. Внутри его мы какое-то время посидели в медитации возле могилы великого мастера и почувствовали умиротворение, царящее в пространстве.

 

 

Но пора в путь! На автовокзале обычная суета. Все куда-то едут, спешат, что-то кричат на своем языке. Отовсюду несутся громкие звуки музыки… Кондуктора, высунувшись из своих автобусов выкрикивают названия городов, куда собираются отправляться. И в этом хаосе звуков мы вдруг услышали заветное слово – «Чидамбарам-Чидамбарам…»!  Тут же кинулись к автобусу с уже заведенным мотором. Влетев в салон, удивились, что в нем оставалось всего два свободных места, которые мы успели занять. А буквально через несколько мгновений автобус наполнился так, что в нем яблоку негде было упасть и большинство пассажиров ехало уже стоя или на крыше.

До места назначения ехали чуть больше двух часов. Периодически останавливались, чтобы высадить приехавших и подобрать новых попутчиков. Всю дорогу мы чувствовали на себе любопытные взгляды индусов.  Те, что были поближе, начали интересоваться тем, кто мы, откуда, куда едем, и зачем. Видимо иностранцы не частые гости в этих местах, решили мы. А некоторые – особенно дети – возможно, впервые видят таких вот «бледнолицых». Они внимательно поглядывали в нашу сторону и о чем-то говорили между собой...

И вот мы у цели

В Чидамбараме мы бы ни за что не проехали бы нашу остановку. Весь автобус уже знал все про нас. И когда мы подъехали к храму, со всех сторон нам стали участливо кричать – «Шива-темпл, Шива-темпл…».

Подхватив свои рюкзачки, мы оказались на улице. Перед нами возвышалась величественная гопура огромного храмового комплекса. Но идти туда сразу было бы неразумно. Во-первых, хоть и с небольшой поклажей это было бы весьма проблематично. Во-вторых, после дороги в жарком и влажном климате, хотелось принять душ и немного отдохнуть. Ну и, в-третьих, для посещения индуистских святынь требуется соответствующий дресс-код. А наша дорожная одежда явно ему не соответствовала.

 

 

Не успев даже осмотреться, нашим вниманием завладел улыбающийся темнокожий тамилец среднего возраста с повязкой на голове. На ломанном английском он начал объяснять:

- Как хорошо, что вы приехали! Я давно уже ждал вас. Я буду тут вашим френдом и гидом. Я знаю все про эти места и расскажу вам про них. Вы хотите найти отель? Я знаю, где он…

Нам не оставалось ничего другого, как следовать за ним. В непосредственной близости к храму было более десяти небольших гест-хаусов. Мы стали поочередно обходить их, осматривая комнаты. Наконец, в седьмом по счету отеле, мы объявили, что останавливаемся тут.

Наш новоявленный «френд» от радости захлопал в ладоши, предвкушая, что ему причитаются чаевые от хозяина заведения. Но он, конечно, рассчитывал на большее. Через пару часов, выходя из номера, мы обнаружили его сидящего на полу возле нашей двери. Все это время он терпеливо ожидал, когда мы выйдем, чтобы сопровождать нас. Как только мы не уговаривали его оставить нас и дать нам возможность самим походить по храму. На него ничего не действовало – ни просьбы, ни даже сердитый тон! Он навязчиво продолжал следовать за нами, предлагая свои услуги. И только когда мы, наконец, дали ему 100 рупий, он с сожалением в глазах покинул наше общество.

Не успев отделаться от одного сопровождающего, мы увидели, что к нам устремился другой «гид» - на этот раз им оказался парнишка лет пятнадцати. Но, имея опыт общения с подобными персонажами, мы на этот раз быстренько отделались от него. Он сразу же все понял и исчез…

И вот, наконец, мы остались наедине с храмом Шивы Натараджа. Вступая на его территорию босыми ногами, я сразу же почувствовала  вибрацию в своем теле. И невероятную легкость. Тут же в голове пронеслось все, что я знала про это удивительное место.

 

Ключ к тайнам бытия

Храм Шива Натарадж был возведен в незапамятные времена. А вот первые упоминания о  нем письменных источниках относятся к VI веку до нашей эры. Хотя многие исследователи утверждают, что он возник намного раньше.

В чем же особенность этого комплекса? Ведь кроме него на юге Индии имеется целый ряд не менее грандиозных сооружений – например, в Мадурае, Тричи, Тируваннамалае и других местах. В древние времена, храмы служили также культурными и образовательными центрами. Вокруг них процветала торговля. А в смутные времена они еще и превращались в крепости, позволяющие укрываться от врагов за ее высокими стенами не только священнослужителям, но и всем мирным гражданам. 

Перед тем, как попасть в Чидамбарам, мы посетили многие священные места с подобной архитектурой, и заметили нечто общее. В первую очередь – это высоченные надвратные башни – многоступенчатые гопуры – облепленные со всех сторон ярко раскрашенными фигурами.

 

 

Незадачливые туристы вначале полагают, что это и есть основные храмовые объекты. Однако они являются всего лишь входными вратами во внутреннее пространство комплекса, где находятся главные святыни. Возвышаясь над городской застройкой, гопуры видны издалека. И, конечно же, они привлекают взгляд своей необычностью. Тысячи разноцветных фигур образно раскрывают мифологические сюжеты, изложенные в древних манускриптах.

Но все это чисто внешние атрибуты дравидийской архитектуры. Главная особенность каждого храмового комплекса связывалась с энергиями, вернее, с энергиями природных стихий: земли, огня, воздуха, воды. В одной из наших публикаций мы рассказывали о посещении Тируваннамалая с его знаменитым храмом огненного лингама возле священной горы Аруначала.

А вот храм Шивы Натараджа в Чидамбараме посвящен самой тонкой и всеобъемлющей стихии — эфиру, которая  здесь зовется Акаши. Она пронизывает всю вселенную. Как утверждает древнейшая ведическая традиция, в этой стихии заключена энергия творения всего на свете. Поэтому каждая деталь храма открывает внимательному взгляду самую суть природы вещей.

 

 

Расписанные стены, колонны, статуи и изображения хранят информацию о мироздании. Луна, солнце, все планеты-божества и взаимодействие между ними открывают глубину и невероятную космичность понимания природы человека и вселенной далекими предками. И эти знания не имеют отношения только к индийской культуре и верованиям, они сохранены для всего человечества. Потому что всё рождалось и развивалось по единым космическим законам. Все  организмы функционируют одинаково. Разность наступает лишь на ментальном уровне – на уровне мышления и на уровнях развития сознания. На духовном же плане всё едино!

Повсюду на каменных колоннах храма выражена сакральная геометрия: круги, спирали, волны, все формы и структура движения энергий. Я внимательно разглядывала росписи потолков, на которых изображены мандалы, выстроенные в четко семиричной чакральной структуре, древние тексты, написанные прямо на стенах.

Все это вдруг стало оживать в моем внутреннем взоре огненными надписями. Причем их смысл становился понятным на уровне сознания души.

Елена РОМАНОВА

Продолжение этой истории в следующей публикации.


ВИДЕО:

Елена Романова в фильме «ТАЙНЫЙ ЯЗЫК ДУШИ»:

 

Рекомендуем почитать другие публикации Елены Романовой:

 


Приглашаем Вас на семинары «Ауры»!

С обновленным расписанием встреч друзей «Ауры» в горах, на море и в зарубежных поездках вы можете ознакомиться здесь

 


Возвратиться в разделы:

 

Елена Романова - творчество

 

 

На главную

Места Силы Кавказа

Расписание семинаров

Отзывы

 

Яндекс.Метрика